Аукцион
Изображение Название Оценочная стоимость
EUR
Об авторе
1

Ян Винд / Jan Wind
Ваза «Попугаи»
(d1637 / F 914)
Бельгия, 1932 г.
Мануфактура Boch Frères Keramis
Керамика, многоцветная роспись, выполнена полуматовыми эмалями
высота: 34 см
Ширина: 22 см
5,000–7,000 Ян Винд – один из ведущих дизайнеров мануфактуры Boch Frères Keramis в Бельгии, выпускавшей уникальные и новаторские художественные изделия из керамики в первой половине XX века. Вазы, созданные по эскизам Винда, отличаются ярко выраженным живописным и декоративным характером, в них очевидно влияние искусства Японии, а также современных авангардных направлений.
Произведение опубликовано в каталоге-резоне Фонда Шарля Като: Marc Pairon. Art Deo Ceramics Made in Belgium: Charles Catteau, 2007, p.380
2

Жозеф Эммануэль Дескомп
Joseph Emmanuel Descomps
(1869–1950)
«Стоящая вакханка»
Терракота, глазурь
Высота: 35 см
4,000–6,000 Жозеф Эммануэль Дескомп
Родился в Клермон-Ферране, учился у скульптора Н. Хьолина. Регулярно экспонировал произведения на Салонах Общества французских художников. В 1893 г. был избран полноправным членом общества. В 1898 г. удостоен специальной премии в номинации «Скульптуры», в 1900 г. — медали третьего класса в номинации «Прикладные искусства». В 1920-е гг. перешел к работе с декоративной скульптурой, большинство моделей было изготовлено на заводе Эдмонда Этлинга.
3

Жозеф Эммануэль Дескомп
Joseph Emmanuel Descomps
(1869–1950)
«Танцующая вакханка»
Терракота, глазурь
Высота: 33 см
4,000–6,000
4

Ваза с фигурой вакханки
Франция, 1920-е гг.
Мануфактура Etling
Опаловое стекло
Высота: 32,5 см
2,000–4,000 Мануфактура Etling — один из монополистов предметов декоративного искусства периода 1920–1930-х гг. в Париже. Предприятие имело несколько отраслей, среди которых особое место занимало производство предметов интерьера и дизайна из опалового стекла в стиле Ар Деко. Техника матового стекла получила распространение на рубеже XIX–XX вв. благодаря творчеству Рене Лалика, в 1920-е гг. тенденцию подхватили многие другие мастера декоративного искусства. Произведения предприятия Etling создавались ведущими художниками 1920-х гг. и выпускались на стекольном заводе Шуази-ле-Руа, находившемся недалеко от Парижа. К сожалению, компания не смогла пережить Вторую мировую войну, поэтому все их произведения были созданы до 1940-х гг., во время пика популярности стиля Ар Деко.
5

Эрте / Erte (1892–1990)
«Heat»
Бронза, эмаль
Высота: 50,5 см
35,000–40,000 Роман Петрович Тыртов — знаковая фигура периода Ар Деко, выдающийся дизайнер, художник и скульптор XX века. Родился в 1892 г. в Санкт-Петербурге, работал и получил известность в Париже. Свои произведения художник подписывал псевдонимом Эрте (составленным из первых букв имени и фамилии). В 1920-е гг. Эрте работал в качестве модельера в мастерской известного кутюрье П. Пуаре, создавал костюмы для мюзик-холла, обложки для модных журналов, эскизы тканей. Его работы формировали облик журналов Harper`s Bazaar, Vogue, Cosmopolitan, The Sketch. С 1925 г. Эрте выступал в качестве художника-кинематографа в голливудской студии «Метро Голдвин Майер». В поздний период творчества им были созданы уникальные женские образы — романтичные, экзотические, стильные скульптуры, выполненные из бронзы и расписанные разноцветными эмалями.
6

Эрте / Erte (1892–1990)
«La Tosca»
Бронза, эмаль
Высота: 50,5 см
32,000–35,000
7

Эрте / Erte (1892–1990)
«Copacabana»
Бронза, эмаль
Высота: 47 см
35,000–40,000
8

Эрте / Erte (1892–1990)
«Клеопатра»
Картон, тушь, гуашь, бронза, малосерийная техника сериографии
42 x 56 см
Подпись справа внизу
Экспертиза Клим Т. Б.
6,000–8,000
9

Эрте / Erte (1892–1990)
Эскиз дамского костюма
Бумага, тушь, акварель
29,2 х 15,2 см
Подпись справа внизу
Экспертиза Клим Т. Б.
6,000–8,000
10

Эрте / Erte (1892–1990)
Эскиз-образ костюма Луизы Казатти
Картон, тушь, гуашь, серебро, малосерийная техника сериографии
38 х 23,4 см
Подпись справа
Экспертиза Клим Т.Б.
6,000–8,000 В эскизе Эрте запечатлел образ известной светской львицы 1920-х гг. — маркизы Луизы Казатти (1881–1957). В основе идеи – реальный костюм маркизы, в котором она блистала на известном благотворительном балу в Гранд-опера 3 июля 1924 г.
11

Эрте / Эрте (1892–1990)
«Девушка» («Girl»)
Бумага, гуашь, алюминиевая краска, графитный карандаш
37 х 26,7 см
7,000–9,000 Эрте сотрудничал с ведущими кабаре и мюзик-холлами своего времени, в частности с Folies Bergère, Ziegfeld Follies, Le Bal Tabarin, La Nouvelle Eve, Lido, и по праву получил звание короля мюзик-холла. Данный эскиз был выполнен для одной из постановок варьете. В подобных представлениях девушки-танцовщицы нередко выступали практически обнаженными, используя лишь аксессуары в виде головных уборов, перчаток и чулок.
12

Эрте / Erte (1892–1990)
«Городское платье»
(«Robe de Ville»)

Бумага, гуашь, графитный карандаш
38,7 х 25,2 см
7,000–9,000 Произведение представляет собой разработку эскиза костюма стиля бидермейер. Дизайн платья был создан для одной из исторических постановок театра или кинематографа.
13

Георгий Калистратович Артемов / Georges Artemoff
(1892–1965)
«Аллегорическая сцена»
Холст, масло
146 х 232 см
Подпись справа внизу
70,000–80,000 Георгий Калистратович Артемов — мастер русского происхождения, работавший во Франции в 1920–1930-е гг. Воплотил расцвет эстетики Ар Деко в монументальной и декоративной живописи. В 1909–1913 гг. Артемов учился в МУЖВЗ у К. Коровина. В 1913 г. совершил поездку в Париж, где познакомился с О. Цадкиным, А. Модильяни, Х. Сутиным. В качестве добровольца участвовал в Первой мировой войне, в 1920 г. был эвакуирован в Константинополь. В 1922 г. переехал в Париж, где основал артель по производству резных деревянных скульптур и панно. Выставлялся в Салоне художников-декораторов (с 1927 г.), участвовал в выставках русского искусства. В 1927 г. получил серебряную медаль Общества французских художников, в 1928 г. — золотую медаль на Салоне художников-декораторов, в 1937 г. — золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В конце 1930-х работал над скульптурами и витражом для церкви в Тулузе. Произведения художника имели широкий коммерческий успех.
14

Эрте / Erte (1892–1990)
«Подружка миллионера» («La Poule du Millionaire»)
Бумага, гуашь, алюминиевая и бронзовая краски, графитный карандаш
37 х 27 см
7,000–9,000
15

Эрте / Erte (1892–1990)
Эскиз костюма
Бумага, гуашь, графитный карандаш
35,5 х 25,5 см
3,000–5,000
16

Эрте / Erte (1892–1990)
Эскиз костюма
Бумага, гуашь, графитный карандаш
35 х 25,5 см
6,000–7,000
17

Лампа
Франция
1930-е гг.
Металл, стекло
Высота: 80 см
8,000–10,000 Жюль Лёлё (Jules Leleu) (1883–1961) — французский декоратор, мастер по мебели, создававший предметы интерьера в стиле Ар Деко. Родился во Франции, обучался мастерству художника-декоратора в Париже, после Первой мировой войны занялся производством мебели. В 1924 г. Лёлё открыл собственную галерею мебели Maison Leleu, в 1925 г. его произведения были представлены на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, жюри отметило их специальным призом. Один из крупнейших заказов, осуществленных Лёлё в области декорации и дизайна, — участие в разработке интерьеров трансатлантических лайнеров «Нормандия» и «Иль де Франс».
18

Пара бра
Франция, около 1925 г.
Стиль / мастерская Жюля Лёлё
Металл, матовое стекло
Высота: 71 см
32,000–35,000
19

Раймонд Герб / Raymonde Guerbe (XX)
Лампа «Испанка»
Бронза, патинирование мрамор
Высота: 50 см
22,000–25,000 Раймонд Герб — французский скульптор испанского происхождения, работавший в 1920–1930-е гг. во Франции и создававший произведения скульптуры и прикладного искусства в стиле Ар Деко.
Скульптура «Испанка» опубликована в книге: Judith Miller, Martin Miller. Art Deco: Miller’s Antiques Checklist. London, 1990.
20

Джанфранко Фраттини / Gianfranco Frattini (1926–2004)
Комплект напольных ламп
Италия, 1961 г.
Модель 597
Алюминий, тканевые нити
Высота: 45,5 см
Диаметр: 40,5 см
12,000–15,000 Джанфранко Фраттини — выдающийся итальянский дизайнер и архитектор второй половины XX века. Начинал свою карьеру в Милане под руководством Джио Понти. С 1954 г. работал в области промышленного и прикладного дизайна, сотрудничал со многими известными фабриками — Bernini, Arteluce, Acerbis, Fantoni, Artemide. В 1956 г. основал Ассоциацию промышленного дизайна. Автор выдающихся произведений мебели, освещения, интерьерных и архитектурных концепций, многие из которых представляли собой талантливые интерпретации стиля 1920-х гг.
Лампы опубликованы в каталоге: Paola Palma and Carlo Vannicola, Italian Light 1960–1980, Florence, 2004. p. 32.
21

Жак Аднет / Jacques Adnet (1900–1984)
Кресла
Франция, около 1935 г.
Буковое дерево, ткань
Высота: 69 см
Ширина: 76 см
Глубина: 76 см
35,000–38,000 Жак Аднет — французский архитектор, дизайнер, знаменитый мастер 1920–1930-х гг., создававший произведения мебели в стиле Ар Деко. Родился в 1900 г., учился в муниципальной школе дизайна в городе Осер, затем в Школе изящных искусств в Париже. Участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 г.
Кресла опубликованы в монографии: Alain-Rene Hardy, Gaëlle Millet, Jacques.
22

Ширма About Chanel
Поталь, ручная роспись, дерево, фурнитура
Высота: 160 см
Длина: 165 см
12,000–15,000
12,000–15,000 Современная ширма в стиле Ар Деко исполнена в единственном экземпляре. Роспись разработана по мотивам текстиля модного дома Chanel.
23

Шарль Като / Charles Catteau (1880–1966), Ян Винд
Ваза с цветочным орнаментом
(D1105 / F 976)
Бельгия, 1927 г.
Мануфактура Boch Frères Keramis
Керамика, многоцветная роспись, выполнена полуматовыми эмалями
Высота: 37 см
Ширина: 30 см
10,000–12,000 Шарль Като — выдающийся художник-керамист периода Ар Деко. Произведения мастера представляют лучшие образцы декоративного стиля, созданные в керамике в 1920–1930-е гг. Като было создано более двух тысяч видов орнаментов и более 500 моделей ваз, которые на сегодняшний момент являются редкими коллекционными произведениями дизайна XX века. С 1907 по 1946 гг. Като являлся бессменным руководителем художественного отдела фабрики Boch Frères Keramis, отделения известного предприятия Villeroy & Boch. Произведения, созданные по дизайну Като, на долгое время определили лицо и стиль мануфактуры, выдвинув предприятие в ряд наиболее востребованных производителей предметов декоративного искусства. Его художественный вкус в сочетании с оригинальной фантазией и коммерческим чутьем принесли процветание мануфактуре Бош: ее клиентами являлись знаменитые французские торговые дома — Galeries Lafayette, Bon Marche и Printemps. Сам Шарль Като был удостоен наиболее почетной награды для художника декоративных изделий: в 1925 г. он получил Гран-при на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, давшей впоследствии название стилю Ар Деко. Каждая ваза имеет подпись художника и уникальный номер, обозначающий форму и орнамент изделия.
24

Шарль Като / Charles Catteau (1880–1966), Ян Винд
Ваза с цветочным орнаментом
(D1083 / F993)
Бельгия, 1927 г.
Мануфактура Boch Frères Keramis
Керамика, многоцветная роспись, выполнена полуматовыми эмалями
Высота: 29 см
Ширина: 17 см
5,000–7,000
25

Книгодержатели с фигурами оленей
Мастерская Frankart
1930-е гг.
Металлический сплав
Высота: 14 см
700-800
26

Консоль
Италия, 1930-е гг.
Палисандр, бронза, серебрение
Высота: 91 см
Ширина: 185 см
Глубина: 44 см
18,000–20,000 Консоль является необходимым атрибутом любого интерьера стиля Ар Деко. Данная консоль на высоких ножках имеет восемь ящиков, что придает ей помимо необычного дизайнерского эффекта еще и дополнительные функциональные преимущества.
27

Шарль Като / Charles Catteau (1880–1966)
Ваза геометрической формы со стилизованным цветочным мотивом

(D1141 / F1038)
Бельгия, 1927 г.
Мануфактура Boch Frères Keramis
Керамика, многоцветная роспись, выполнена полуматовыми эмалями
Высота: 32 см
Ширина: 22 см
10,000–12,000 Вазы опубликованы в каталоге-резоне Фонда Шарля Като: Marc Pairon. Art Deco Ceramics Made in Belgium: Charles Catteau, 2007, p. 350.
28

Шарль Като / Charles Catteau (1880–1966)
Ваза геометрической формы со стилизованным цветочным мотивом

(D1141 / F1038)
Бельгия, 1927 г.
Мануфактура Boch Frères Keramis
Керамика, многоцветная роспись, выполнена полуматовыми эмалями
Высота: 32 см
Ширина: 22 см
10,000–12,000
29

«Барс»
Бронза, патинирование
Высота: 50 см
1,500–2,000
30

Георгий Лавров / Georges Lavroff (1895–1991)
«Пантера»
Франция, 1930-е гг.
Бронза, золочение, мрамор
Высота: 13,5 см
Ширина: 50 см
18,000–20,000 Георгий Дмитриевич Лавров — скульптор русского происхождения, активно работавший во Франции в 1920–1930-е гг. Родился в 1895 г. в Красноярском крае. В 1920 г. переехал в Москву, где работал с В. Маяковским в «Окнах РОСТА». В 1927 г. Лавров переехал в Париж, учился у Э. Бурделя и А. Майоля, экспонировал произведения на парижских салонах. В 1932 г. в галерее «Монпарнас» состоялась большая персональная выставка скульптора. В 1935 г. Лавров возвращается в Россию.
31

Марсель Прост / Marcel Prost
«Шагающая пантера»
Бронза, патинирование, мрамор
Высота: 31,5 см
8,000–10,000
32

Георгий Лавров / Georges Lavroff (1895–1991)
«Тигр, лижущий лапу»
Франция, 1930-е гг.
Бронза, патинирование, мрамор
Высота: 29 см
Ширина: 68 см
22,000–25,000
33

Эрте / Erte (1892–1990)
«Кармен» («Carmen»)
1945 г.
Бумага, гуашь, графитный карандаш
34,4 х 25,1 см
8,000–10,000 В своем творчестве Эрте не раз обращался к образу Кармен: впервые тема была «открыта» художником в 1937 году, когда им были созданы эскизы для одной из постановок оперы; тогда же Эрте услышал Кармен в исполнении Марии Гай, испанской певицы, прославившейся исполнением этой партии. В 1945 г. на экраны вышел французский фильм «Кармен» с Вивиан Романс в главной роли, что побудило Эрте вновь обратиться к этой теме. Впоследствии по некоторым из эскизов художника были созданы музыкальные шкатулки «Кармен».
34

Эрте / Erte (1892–1990)
«Танцовщица в маске» («Danseur Masque»). Эскиз к постановке «It’s in the Bag» в театре Saville в Лондоне
1937 г.
Бумага, гуашь, алюминиевая краска, графитный карандаш
36,8 х 27,2 см
8,000–10,000 Постановка спектакля-ревю «It’s in the Bag» стала первой масштабной работой Эрте в сфере театрального оформления. Художником был разработан дизайн всего спектакля, начиная от декораций и заканчивая костюмами солистов и кордебалета. К сотрудничеству Эрте был приглашен автором и режиссером ревю Cecil Landeau, который восхищался работами художника. Ревю имело широкий успех и получило блестящие отзывы в прессе, особо были отмечены декорации «таинственного» Эрте, который стал настоящим героем вечера. О работе над спектаклем сохранились воспоминания самого художника, опубликованные в его автобиографии «My life, my art» (NY , 1989).
35

Жан Дюнан / Jean Dunand (1877–1942)
Декоративное панно «Охота»
1925 г.
Гипс, полихромные лаки, позолота
120 х 80 см
Подпись слева внизу
250,000–280,000

Жан Дюнан — выдающийся мастер декоративного искусства, одна из знаковых фигур стиля Ар Деко. Родился в Швейцарии, окончил школу промышленного дизайна в Женеве, совершенствовал мастерство в Школе изящных искусств в Париже. В 1912 г. состоялось знакомство Дюнана с Сейзо Сугавара – блестящим японским мастером по работе с лаком, который познакомил его с технологиями и секретами древнего мастерства. Произведения Дюнана представляют собой сочетание высокого уровня технического мастерства и оригинальных дизайнерских решений, что позволило мастеру обрести не только европейский, но и мировой успех. Лаковые панно и предметы мебели Дюнана уже при жизни художника утвердили новый стандарт роскоши и качества изделий. Его работы приобретались музеями, его выставки были ожидаемы и успешны. Произведения Дюнана экспонировались на Всемирных выставках в Милане (1906), Буэнос-Айресе (1910), Барселоне (1929), Международной выставке декоративных искусств и ремесел в Париже (1925), Колониальной выставке в Венсенне (1931), выставках французского искусства в Нью-Йорке, Афинах и Рабате, в Салоне Общества художников-декораторов, Салоне изящных искусств, Салоне Тюильри, Осеннем салоне. В 1929 г. прошла персональная выставка Жана Дюнана в Париже. Художник был членом Швейцарской академии, Общества по развитию искусства и промышленности, Общества художников-декораторов, кавалером ордена Почетного легиона. Дюнан был одним из главных художников-декораторов, создававших интерьеры лайнеров «Атлантика» и «Нормандия».

Предлагаемое к продаже произведение представляет собой вариант монументального панно «Охота», исполненного в 1935 г. для сигарного салона лайнера «Нормандия». Варианты панно «Охота», «Рыбалка» и «Спорт», созданные для лайнера, экспонировались в 1936 г. в галерее Charpentier в Париже. Произведения этой серии представляют собой уникальный синтез традиционных технологий японского лакового искусства и роскошного экзотического стиля Ар Деко. Лаковые панели, предметы мебели и интерьера, выполненные Жаном Дюнаном, сегодня являются предметом охоты многих коллекционеров, а цены на его работы достигают нескольких сотен тысяч евро. Одна из последних работ Дюнана, предлагаемых к аукционной продаже, была представлена на знаменитом сейле коллекции модельера Ива Сен-Лорана аукциона Christie’s, состоявшегося в 2009 г. Кресла по эскизу Дюнана ушли с молотка более чем за 600 тыс. евро.

Лаковое панно «Охота» Жана Дюнана опубликовано в издании: Marcilhac, Felix, Jean Dunand: His Life and Works, Harry Abrams, 1999.

36

Анненков Юрий Павлович (1889–1974)
«Портрет девушки»
1960-е гг.
Бумага, графитный карандаш, пастель
58 х 39 см
Подпись справа внизу
Экспертиза В.С. Силаева
18,000–20,000 Анненков Юрий Павлович — выдающийся представитель русского авангарда. До 1924 г. жил и работал в Петербурге, принимал участие в оформлении журналов, создавал эскизы костюмов и декораций для артистического кабаре «Привал комедиантов» и театральных спектаклей русской авангардной сцены. В 1910–1920-е гг. создал галерею живописных и графических портретов деятелей русской культуры. Выехав в 1924г. в заграничную командировку, обосновался в Париже. Приобрел широкую известность как художник театра и кино. Оформил свыше 60 спектаклей и создал эскизы костюмов и декораций более чем к 50 кинофильмам. Большой популярностью пользовался как портретист: Анненков запечатлел И.Э. Бабеля, И.Г. Эренбурга, Ж. Кокто, М. Равеля, О.А. Спесивцеву. Создал галерею образов выдающихся представителей русской эмиграции.
37

Луи Икар / Louis Icart (1880–1950)
«Саломея»
1939 г.
Бумага, литография
49 х 28 см
2,000–3,000 Луи Икар – один из выдающихся художников-графиков стиля Ар Деко, наряду с Жоржем Лепапом, Жоржем Барбье и Пьером Леоннеком. Он создавал обложки для модных журналов, работал в области рекламы и книжной графики, занимался иллюстрированием книг, в основном эротического содержания. Умело соединив особое видение моды и женской красоты, Икар стал одним из самых популярных художников своего времени. Наибольшую славу ему принесли офорты и оригинальные рисунки, отразившие расцвет стиля Ар Деко в образах графического искусства. Икар неоднократно экспонировал свои произведения в различных парижских галереях. Провел несколько персональных выставок в Нью-Йорке (1922, 1932).
38

Ганс Кек / Hans Keck (раб. 1890–1920)
«Ваша очередь»
Бронза, литье, чеканка, патинирование, слоновая кость, мрамор
Высота: 32 см
4,000–5,000
39

Фатори / Fatoris
«Нимфа и путто»
Бронза, позолота, слоновая кость, постамент из мрамора
Высота: 37,5 см
10,000–12,000
40

Бар
Италия, 1950-е гг.
Палисандр, чугун, латунь, стекло
Высота: 121,5 см
Ширина: 85,5 см
Глубина: 40 см
18,000–20,000 Бар выполнен в частной мастерской в стиле Ар Деко. Расписан вручную в духе итальянского футуризма с двух сторон, что позволяет вариативно располагать бар в пространстве интерьера. Верхняя и внутренняя полки выполнены из фигурного стекла, остальные полки фанерованы палисандром.
41

Комплект мебели: туалетный столик и стул
Франция, 1950-е гг.
Стол: массив дерева, шпон дерева сикомор, маркетри
Высота: 71 см
Ширина: 121 см
Глубина: 45 см
Стул: массив дерева, шпон дерева сикомор, ткань
Высота: 57 см
Ширина: 49 см
Глубина: 53 см
25,000–28,000 Дизайн туалетного столика разработан знаменитой мебельной фирмой «Доминик» (Dominique), основанной в 1922 г. Андре Домином (1883–1962) и Марсель Женеврер (1885–1967). Яркое дизайнерское решение построено на сочетании стилистических приемов Ар Деко и неоклассики. Покрытие стола выполнено из шпона редкой породы дерева сикомор с уникальной волнообразной структурой. Столешница декорирована двумя лавровыми венками в технике маркетри. Поднимающаяся крышка зеркала дает возможность использовать стол как письменный и туалетный одновременно.
42

Арманд Годар / Armand Godard (XIX–XX)
«Охотница»
Бронза, литье, чеканка, оксидирование, слоновая кость, мрамор
Высота: 34 см
4,000–6,000 Арманд Годар — французский скульптор, работавший в 1920–1930-е гг. в Париже. Произведения мастера пользовались большим спросом на английском рынке художественной бронзы. Для Международной выставки в Париже в 1937 г. Годар создал массивную статую из гипса, которая стала одним из центральных предметов экспозиции зала скульптуры.
43

Джорджио Гори / Giorgio Gory (XX)
«Пижама»
Белый металл, постамент из оникса
Высота: 30,5 см
4,000–6,000 Джорджио Гори родился в Париже в семье выходцев из Италии. Мастерству скульптуры обучался в Школе изящных искусств у Луи-Анри Бушара (1875–1960). С 1929 г. регулярно экспонировал произведения в Салоне Общества французских художников. В 1932 г. был удостоен бронзовой медали. В том же году был избран полноправным членом общества. В 1930-е годы произведения Гори экспонировались на различных международных выставках. Некоторые из них были приобретены фирмой Champeau.
Аналогичная скульптура, но с элементами слоновой кости опубликована в каталоге: Bryan Catley. Art Deco and other Figures, London, 2003. p. 166.
44

Шарлотт Монжино / Charlotte Monginot (1872– XX)
«Голландская молочница»
Бронза, литье, чеканка, оксидирование, слоновая кость, оникс
Высота: 21,5 см
3,000–5,000 Шарлотт Монжино родилась в Париже в семье живописца Чарльза Монжино (1825–1900), училась у скульпторов Дени Пюеша (1854–1942), Рауля Верле (1857–1923) и Лорана Маркеста (1848–1920). С 1892 г. регулярно участвовала в Салоне Общества французских художников. В 1895 г. была удостоена специальной премии, в 1910 г. — медали третьего класса. Была избрана полноправным членом общества. Монжино выполнила множество скульптур из бронзы и керамики для Артура Гольдшайдера, Чарльза Луше, Les Neveux de J. Lehmann. Несколько ее произведений из бронзы и слоновой кости были также выпущены литейной мастерской Эдмонда Этлинга.
Скульптура опубликована в каталоге: Bryan Catley. Art Deco and other Figures, London, 2003, p. 236.
45

Рене Поль Марке / Rene Paul Marquet (1875–1939)
«Сомелье»
Бронза, литье, чеканка, оксидирование, слоновая кость, мрамор
Высота: 34,5 см
Экспертиза ГИМ
8,000–10,000 Рене Поль Марке родился в Порт-Луи, Франция. Скульптуре обучался у мастеров Эммануэля Фонтена и Александра Фальгиера. В 1909 г. в Салоне Общества французских художников впервые представил скульптуру «Jamais!» («Никогда!»), за которую был удостоен специального приза и избран полноправным членом Общества. Создал ряд небольших композиций из бронзы и слоновой кости, многие из которых представляют собой костюмированные исторические образы прошлых эпох. Скульптура «Сомелье» изображает молодого придворного, одетого в костюм эпохи Людовика XVI.
46

Вазы с фигурами нимф
Германия, 1930-е гг.
Фабрика Meissen
Фарфор, роспись, золочение
Высота: 15 см
2,000–2,500
47

«Сидящая обнаженная»
Германия, 1930–1940-е гг.
Фабрика Rosenthal
Бисквит
Высота: 17,5 см
800-1,000
48

Сергей Владимирович Чехонин (1878–1936)
Разработка эскиза тарелки Императорского фарфорового завода
1921 г.
Бумага, акварель
24 х 18,5 см
Экспертиза-консультация Силаева В.С.
18,000–20,000 Сергей Владимирович Чехонин — график, художник по фарфору, театральный художник, воплотивший в своем творчестве эстетические принципы «Мира искусства» и концепции русского авангарда. Долгое время (1918–1927) работал в качестве главного художника на Государственном фарфоровом заводе в Ленинграде. Создал особый стиль декорации предметов прикладного искусства, сочетавший мотивы народного творчества с высокой эстетикой графических линий, тонкостью художественного такта и внедрением элементов авангардного искусства.
49

Бруно Зак / Bruno Zach (1891–1945)
«Танцовщица»
Бронза, литье, чеканка, холодное окрашивание, мрамор
Высота: 29 см
5,000–6,000 Бруно Зак — австрийский скульптор, воплотивший настроения эмансипированного австрийского общества 1920-х гг. в декоративной скульптуре. Учился в Венской академии у скульпторов Ханса Биттерлиха и Йозефа Мюллнера. Его произведения выпускались несколькими фирмами, включая Argentor-Werke, The Broma Companie, S Altmann & Co, Bergmann. Многие его работы пользовались большой популярностью в США. Героини произведений Зака — это женщины в кожаных брючных костюмах, дерзко курящие сигареты, танцовщицы канкана, эксцентричные дамы в нижних юбках, подвязывающие чулки или держащие хлыст для верховой езды. Зак воплощал представления о современной женщине — свободной, эмансипированной и решительной.
50

Сергей Юревич / Serge Yourevitch (1876–1969)
«Танцовщица Наталья Наттова»
Тонированная бронза, постамент из мрамора
Высота: 40,3 см
3,000–4,000 Сергей Юревич — скульптор русского происхождения, активно работавший в Париже в межвоенные десятилетия. Создал галерею портретных бюстов выдающихся современников, в частности, Э. Дюпона, основателя крупнейшего американского химического концерна «Дюпон де Немур и К°», физика Эдуарда Бранли, поэта Томаса Харди и многих других. Наталья Наттова — талантливая танцовщица русского происхождения, выступавшая в США и Франции в 1910–1920-е гг. Один из наиболее известных бродвейских мюзиклов с участием Наттовой — «Безумства Гринвич Вилладж» («The Greenwich Village Follies») 1925 г. В 1929 г. танцовщица снялась в фильме-мюзикле The Hollywood revue of 1929 режиссера Чарльза Рейснера.
51

Овчинников-Новочадовский Б.А. (1914–1977)
Эскиз декорации к спектаклю
1950-е гг.
Картон, темпера
52 х 75 см
9,000–10,000
52

Комплект мебели: стол и 6 стульев
Франция, 1930-е гг.
Стол: массив светлых пород дерева, черный лак, раздвижная конструкция
Высота: 75 см
Ширина: 170 см
Глубина: 90 см
Стулья: массив дерева, черный лак, ткань
Высота: 85,5 см
Ширина: 44 см
Глубина: 43 см
30,000–35,000
53

Ян Винд / Jan Wind
Ваза геометрической формы «Попугаи»
(D1637 / F1142)
Бельгия, 1932 г.
Мануфактура Boch Frères Keramis
Керамика, многоцветная роспись, выполнена полуматовыми эмалями
Высота: 37 см
Ширина: 28 см
8,000–10,000 Ваза опубликована в каталоге-резоне Фонда Шарля Като: Marc Pairon. Art Deco Ceramics Made in Belgium: Charles Catteau, 2007, p.380
54

Макс Ле Веррье / Max le Verrier (1891–1973)
Книгодержатели с женскими фигурами
Бронза, патинирование, мрамор
Высота: 20 см
4,000–5,000 Макс Ле Веррье родился в Нейи-сюр-Сен, Франция, в семье парижского ювелира. После Первой мировой войны вернулся в Париж, где в 1919 г. открыл собственную мастерскую. Ле Веррье регулярно экспонировал произведения скульптуры и прикладного искусства на парижских салонах, выставках Общества художников-оформителей. В 1925 г. был удостоен золотой медали на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. На Всемирной выставке в Париже в 1937 г. работы скульптора были отмечены почетной медалью.
55

Ваза «Гранат»
Франция, 1920-е гг.
Керамика, глазурь
Высота: 15 см
1,000–1,500
56

Александр Улен / Alexandre Oulin (раб. 1918–1940)
«Пантера, атакующая оленя»
Франция, первая половина XX в.
Бронза, патинирование
Высота: 22 см
Ширина: 70,5 см
18,000–20,000 Александр Улен — бельгийский скульптор, работавший во Франции в 1918–1940-е гг. За подписью мастера известно множество скульптур, представляющих собой прекрасные образцы анималистической пластики стиля Ар Деко.
57

Камиль Фор / Camille Faure (1872–1956)
Ваза с геометрическим орнаментом
Около 1925 г.
Медь, эмаль
Высота: 31 см
Подпись: C. Fauré Limoges
14,000–16,000 Камиль Фор — выдающийся художник, декоратор, эмальер эпохи 1920–1930-х гг. Родился в Перигё, Франция. В 1911 г. открыл собственную мастерскую (Atelier D’Art Faure) в Лиможе — одном из крупнейших центров фарфора, эмалей и стекла в Европе. В 1919–1924 гг. работал совместно с Александром Марти. В 1925 г. экспонировал произведения на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. В Париже его работы выставлялись в известном магазине Au Vase Etrusque. Значительное влияние на орнаменты Фора оказали авангардные эксперименты первых десятилетий XX века, в особенности творчество Фернана Леже, Робера и Сони Делоне. Яркие контрастные цвета эмали, орнаменты из стилизованных флоральных и геометрических мотивов, характерные для работ мастера, принесли ему славу одного из лучших эмальеров периода Ар Деко.
58

Эрте / Erte (1892–1990)
Эскиз костюма
Бумага, гуашь, графитный карандаш
37,5 х 27 см
5,000–6,000
59

Эрте / Erte (1892–1990)
Эскиз костюма для спектакля «Евнух» в Comedie de Paris в постановке Andre Certes
Бумага, гуашь, графитный карандаш
37 х 27,5 см
5,000–6,000
60

Дмитрий Чипарус / Demetre Chiparus (1886–1947)
«Пьеро»
Бронза, патинирование, слоновая кость, постамент из мрамора
Высота: 31,5 см
15,000-18,000 Дмитрий Чипарус — выдающийся мастер декоративной скульптуры из бронзы и слоновой кости, знаковая фигура стиля Ар Деко. Его произведения служат образцом исключительного уровня исполнительского мастерства и художественного вкуса. Чипарус родился в Румынии, в 1912 г. эмигрировал в Париж, где учился у Антонина Мерсье и Жана Буше. В 1914 г. дебютировал на Салоне Общества французских художников. Сотрудничал с крупнейшими бронзолитейными заводами, в частности, с Эдмондом Этлингом, Гольдшайдером, Марселем Гимаром, Les Neveux de J. Lehmann. Чипарусом было создано более двухсот моделей скульптур, большинство которых стало хитами художественного рынка уже при жизни мастера. Большое влияние на творчество скульптора оказали русские балеты дягилевской антрепризы (в частности, костюмы и эскизы Льва Бакста), искусство Древнего Египта, современная мода. Сегодня скульптуры Чипаруса являются предметом коллекционной редкости и достигают на аукционах рекордных цен.
Скульптура опубликована в каталогах: Shayo Alberto. Chiparus: Master of Art Deco, London, 1993. p. 196; Bryan Catley. Art Deco and other Figures, London, 2003. p. 70.
61

Аффортунато Гори / Affortunato Gory (раб. 1895–1925)
«Пьеро-музыкант»
Бронза, литье, чеканка, оксидирование, слоновая кость, мрамор
Высота: 22 см
Атрибуция Дементьевой Л.А.
4,000–5,000 Аффортунато Гори родился в Италии, во Флоренции, позже эмигрировал во Францию. Регулярно участвовал в Салоне Общества французских художников. Создал ряд декоративных скульптур из бронзы со слоновой костью, многие из которых были изготовлены на фабрике Голдшайдера.
62

Этроп Буре / Eutrope Bouret (1833–1906)
«В лунном свете»
Бронза, позолота, серебрение
Высота: 45,8 см
5,000–7,000 Этроп Буре — французский скульптор рубежа XIX–XX вв. Родился в Париже, учился у скульптора Луи-Шарля-Ипполита Бюо. Экспонировал свои произведения парижском Салоне с 1875 г.
63

Рудольф Подани / Rudolf Podany (1876–1963)
«Пьеро с лютней»
Австрия, около 1916 г.
Фабрика Голдшайдер
Керамика, роспись, глазурь
Высота: 33,5 см
5,000–7,000 Голдшайдер (Goldcheider) — венская фабрика, основанная в 1885 г. Фредериком Голдшайдером. За короткое время фабрика получила международное признание и заявила о себе как о ведущей компании по производству изделий из керамики во всей Европе. Развитие стиля Ар Деко совпало с бурным расцветом керамического производства на фабрике Голдшайдера. Произведения скульптуры, выполненные по моделям Джозефа Лоренцеля, Стефана Дакона и Рудольфа Подани, сформировали стиль австрийского Ар Деко в искусстве прикладной керамики. Сегодня произведения фабрики Голдшайдер, созданные в 1920–1930-е гг., являются предметом коллекционирования во всем мире. Скульптура «Пьеро с лютней» создана в 1920-е гг. скульптором Рудольфом Подани (1876–1963) и является ярким примером первоклассной керамики фабрики Голдшайдер.
Произведение опубликовано в монографии: Goldscheider, Filipp, Dechant, Robert, Goldscheider: History of the Company and Catalogue of Works, Arnoldsche, 2008.
64

Морис Гиро-Ривьер / Maurice Guiraud-Riviere (1881–1947)
«Нимфа, играющая на флейте»
Бронза, оксидирование, камень
Высота: 61,5 см
20,000–25,000 Морис Гиро-Ривьер родился в Тулузе, Франция, затем переехал в Париж. Учился скульптуре в Национальной школе изобразительных искусств под руководством Антонена Мерсье (1845–1916). С 1907г. участвовал в Салоне Общества французских художников, впоследствии был избран полноправным членом общества. В 1914 г. был награжден специальной премией (тогда же эту награду получили Дмитрий Чипарус, Клер Колине, Луис Комфорт Тиффани). Создал ряд скульптур, ставших знаковыми образами стиля Ар Деко, — «Венецианка», «Комета» (1925). Работал с бронзой и керамикой. Большинство работ Гиро-Ривьера были отлиты на заводе Эдмонда Этлинга, некоторые в литейной мастерской Les Neveux de J. Lehmann.
Скульптура опубликована в каталоге: Bryan Catley. Art Deco and other Figures, London, 2003. p. 177
65

Кристиан Фьердингштад / Christian Fjerdingstad (1891–1968)
Сервиз
Дания, 1920-е гг.
Мануфактура Christofle
Металл, серебрение
Ширина подноса: 52 см
Глубина подноса: 33 см
Высота чайника: 19,5 см
Высота кофейника: 15 см
Высота молочника: 9 см
Высота сахарницы: 11 см
5,000–7,000 Уникальный сервиз выполнен по дизайну датского художника, ювелира, мастера прикладного искусства Кристиана Фьердингштада. Этот художник считается новатором XX века в области производства золотых и серебряных изделий, одним из создателей скандинавского варианта стиля Ар Деко. В 1920-е гг. Фьердингштад работал в знаменитом доме по производству золотых и серебряных изделий Christofle, где создавал вещи из посеребренного или оловянного металла, дизайн которых сочетал в себе буржуазную роскошь со строгостью кубистических форм. Сервиз мануфактуры Christofle, выполненный из посеребренного металла, состоит из 5 предметов: подноса, чайника, молочника, кофейника и сахарницы.
Опубликован в изданиях: Christian Fjerdingstad: En Dansk Art-Deco Slvsmed I Paris, Somogy Editions D’art, 1999; The Journal of Decorative and Propaganda Arts, Vol. 20, 1994, pp. 79–83.
66

«Обнаженная с букетом цветов»
Бронза, мрамор
Высота: 22 см
Подпись: Milo
700–800
67

«Газели»
Франция, 1930-е гг.
Бронза, патинирование, оникс
Высота: 35 см
Ширина: 54,5 см
7,000–8,000
68

Фердинанд Прайсс / Ferdinand Preiss (1882–1943)
Композиция «Дельфины»
Бронза, литье, чеканка, патинирование
Высота: 58 см
Ширина: 38 см
Атрибуция Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
5,000–7,000 Фердинанд Прайсс — крупнейший мастер декоративной пластики в Германии межвоенных десятилетий. Вместе с Артуром Касслером в 1907 г. он основал литейный цех для производства скульптур, который в послевоенные годы превратился в монополиста художественных бронз в Германии — предприятие Preiss & Kassler. В первую очередь Прайсс известен как автор эксклюзивных скульптур из бронзы и слоновой кости. Однако предприятие Прайсса выпускало также скульптуры иного характера, изготовленные целиком из бронзы и предназначавшиеся для садово-парковой декорации. Подобные произведения также получали подпись F. Preiss или маркировались эмблемой PK.
69



Леон Ламбиллотт / Leon Lambillotte
Вазы парные с цветочным орнаментом
(D1085 / F 895)
Бельгия, 1927 г.
Мануфактура Boch Frères Keramis
Керамика, многоцветная роспись, выполнена полуматовыми эмалями
Высота: 29 см
Ширина: 17 см
10,000–12,000 Вазы опубликованы в каталоге-резоне Фонда Шарля Като: Marc Pairon. Art Deco Ceramics Made in Belgium: Charles Catteau, 2007, p.329.